Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Внедряем конкурентное преимущество

Ни для кого уже не секрет, что ключевые возможности или те виды деятельности, которые у компании получаются лучше, чем у конкурентов, решающим образом влияют на ее успех, рост и обновление. Не являются исключением и фирмы, производящие одежду.

Безусловно, совершенствование компании — очень широкая тема, допускающая множество подходов. Однако, независимо от сферы деятельности и размеров компании, развивать ее можно во многих направлениях, например:

  • повышать качество продукции и сокращать процент брака;
  • внедрять более совершенные производственные технологии;
  • ускорять разработку и выпуск новой продукции;
  • наращивать мощности;
  • передавать партнерам часть производственных функций;
  • стремиться к безотходному производству;
  • добиваться большей удовлетворенности покупателей и конечных потребителей;
  • усовершенствовать систему трудового стимулирования;
  • привлекать квалифицированные кадры;
  • создавать систему организационного обучения.

Таким образом, для конкурирования в современных условиях глобального рынка уже не достаточно лишь одного хорошо отлаженного процесса изготовления швейных изделий. Напротив, наметилась устойчивая тенденция по полной или частичной передаче «тиражирования» изделий на аутсорсинг. Что вполне характерно для второстепенных бизнес-функций, выполняемых на стороне с меньшей стоимостью и лучшим качеством.

Поэтому руководители успешных компаний отрасли все чаще рассматривают процессы проектирования новых моделей, модернизации используемых технологий и подготовки персонала в качестве наиболее привлекательных ресурсов повышения собственной конкурентоспособности и капитализации.

Производительность всей системы, как известно, определяется ее самым слабым звеном. А эффективность деятельности компании в целом ограничена наименее эффективным процессом. По нашим наблюдениям, таким процессом для отечественных компаний, производящих одежду, нередко является проектирование новых изделий.

ВЫЯВЛЯЕМ СЛАБЫЕ ЗВЕНЬЯ

Среди известных критериев «узких мест» производства выделим следующие:

1. Наименьшая мощность: объем производства ограничен возможностями «узкого места».

Приходилось ли вам сталкиваться с ситуацией, когда оснащенное необходимым оборудованием производство работает не более чем на треть или даже четверть своей максимальной мощности по причине отсутствия заказа или перегруженности склада? Или когда слишком осторожные оптовики вместо традиционных в старом добром прошлом многотысячных партий лучшего изделия все чаще предпочитают ограничиться заказом «неприлично» малого количества в несколько сотен, а то и десятков единиц? Кто и в какой степени виноват в подобных расточительных простоях — неповоротливая служба сбыта, недобросовестные поставщики, капризные клиенты? Конечно, и без них всех, наверняка, не обошлось.

Но есть, возможно, также и доля правды в том, что у большинства отечественных производителей одежды их конструкторский отдел — «белая кость и надежда всей компании на светлое будущее» — до сих пор не имеет современного инструмента и соответствующих навыков работы, необходимых для своевременного удовлетворения постоянно растущих требований рынка. Сколько новых моделей ежемесячно должны сегодня разрабатывать конструкторы предприятия, чтобы, как в прошлом десятилетии, оно реализовывало оптовикам готовые изделия десятками или сотнями тысяч? Как раньше — всего около десяти,  несколько десятков или уже все-таки несколько сотен?..

Существует три вида бизнеса. Одни предвидят изменения, другие реагируют на них, а третьи игнорируют. Первые будут процветать. Вторые — бороться за выживание. Третьи не выживут.

2. Наивысшая загрузка: участки с наивысшей загрузкой работников и оборудования являются, скорее всего, «узким местом» всей системы. При возрастании объема производства здесь и выявится нехватка мощностей.

Рассмотренное в предыдущем пункте чаще применимо к большим и средним предприятиям со славной многолетней историей за плечами. Теперь разберем следующую ситуацию на примере молодой, но интенсивно развивающейся компании. Многие из таких компаний, не имея собственного производства, отшивают изделия на стороне у разных время от времени меняющихся партнеров, находящихся, как правило, в других городах, а порой и в других странах. Параллельно с разработкой новых моделей компании вынуждены постоянно дорабатывать уже существующие комплекты лекал под индивидуальные требования отдельных производств. Если лекала разрабатываются вручную, необходимость подобной доработки накладывает серьезные ограничения на производительность работы конструктора. И как следствие, ограничение на эффективность  всего производственного процесса. Тем более, когда перед динамично развивающейся компанией стоит амбициозная цель в сжатые сроки расширить ассортимент и увеличить сменяемость моделей.

Отметим, что и наличие простой САПР здесь вовсе не панацея. Отнюдь не все системы обладают достаточно мощным интеллектом, позволяющим реально избавить конструктора от рутинного изменения каждого лекала в отдельности, делая это вместо него автоматически.

3. Ни минуты покоя: в «узких местах» люди и оборудование загружены постоянно.

Этот критерий вполне дополняет предыдущий и хорошо вписывается в тот же самый пример. Добавим только, что в случае действительно небольшой компании единственный универсальный специалист нередко вынужден сам выполнять и большинство смежных обязанностей. То есть именно конструктор отрисовывает эскизы, разрабатывает технологию обработки изделия, вырезает лекала. В условиях фиксированных жестких сроков обновления и сдачи очередной коллекции на составление технического задания может уходить до половины выделенного времени. До трети — на подбор и закупку материалов и фурнитуры. В итоге нетрудно подсчитать, что остается в сухом остатке конструктору на разработку самих моделей, проверку в образцах и размножение порою немалого размерного ряда. А если еще потом предстоит самому кроить и отшивать пробные образцы, чтобы проверить посадку изделия, то ощущение «вечного боя» и «только снящегося покоя» должно быть знакомо конструктору сильнее, чем кому бы то ни было в этой компании.

4. Очереди и заторы: перед «узким местом» создаются очереди или заторы (деталей, эскизов, заданий и пр.), а также поступает много жалоб от занятых там исполнителей.

Нередко после просмотра пробных образцов дизайнеру хочется продолжить диалог с конструктором и просить последнего что-либо изменить. В то время как у самого конструктора комплект лекал этой модели уже готов, равно как и исчерпаны лимиты времени, отведенные ему на построение данной модели. И это притом, что такие изменения часто совсем не связаны с наличием претензий к качеству конструкции и посадке, но почти всегда затрагивают сразу весь комплект лекал. Просто дизайнер «увидел это чуть по-другому», на что он тоже имеет полное право и за что, в общем-то, получает зарплату. Конструктору остается только идти с жалобами к руководству или срывать график выпуска коллекции. В итоге, приведет такая ситуация к конфликту или нет, зависит прежде всего от времени, необходимого на доработку лекал в соответствии с текущим виденьем дизайнера. В случае отсутствия у конструктора САПР ответ очевиден. Однако, как уже было отмечено, далеко не любая программа сама по себе в состоянии эффективно решить проблему мгновенного автоматического перестроения всех лекал. В результате все определяют возможности и интеллект конкретной САПР и, разумеется, работающих на ней специалистов. Предметом этой статьи являются как раз уникальные возможности программ конструирования одежды, реально помогающие их владельцам занять особое место на рынке. Именно о них и пойдет речь далее.

СОВРЕМЕННОЕ ОРУЖИЕ КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЫ

Вернемся к вопросам повышения эффективности бизнес-образующих, но не достаточно производительных ключевых процессов формирования добавленной стоимости. Рассмотрим факторы, непосредственно влияющие на эффективность разработки новых изделий. Каким образом слабые звенья могут быть обращены в сильные стороны компании? Необходимо отслеживать и находиться в постоянном поиске более совершенных технологий (САПР), а также повышать квалификацию своих ключевых специалистов (конструкторов).

Современные САПР для конструирования одежды должны: 

  • Размножать лекала полностью автоматически, а не только после создания библиотеки приращений. Другими словами, в состоянии ли рассматриваемая САПР самостоятельно перестроить лекала изделия во всех ростах, размерах и полнотах по размерным признакам? От этого зависит, будет размножение выполняться мгновенно или так и останется дополнительной проблемой, отвлекающей время и внимание конструктора от основных задач.
  • Автоматически переносить всевозможные изменения «материнской» детали на «дочерние» на любой стадии разработки модели. Тогда изменение всего готового комплекта лекал практически не потребует дополнительного времени от конструктора. В противном случае ему придется добавлять внесенные изменения к каждой детали отдельно, что сделает трудозатраты на изменение близкими к разработке новой модели.
  • Содержать в себе общеизвестные и используемые конструкторами методики и основы для разработки моделей всего ассортимента вашей компании. В противном случае конструктор будет вынужден начинать разработку новой модели с чистого листа или заносить бумажную основу с дигитайзера, что многократно замедляет процесс разработки новой модели на каждом из последующих этапов и делает его менее гибким.
  • Включать в себя размерные признаки типовых фигур женщин, мужчин и детей согласно российским ОСТам, в том числе новые размерные типологии. И обладать возможностью изменения (добавления) новых произвольных размеров по определяющим их размерным признакам.
  • Предоставлять пользователям интеллектуальные средства автоматизации работы. Например, возможность моментального изменения всех параметров базовой основы непосредственно на экране в реальном времени и на любой стадии проектирования. Это существенно ускоряет процесс разработки модели без необходимости освоения конструктором навыков программирования. Все, что необходимо, должно выполняться мышью с помощью визуальных элементов управления (рычагов, переключателей, активных зон и пр.).
  • Позволять конструктору формировать новую модель из базы данных используемых им элементов изделий, таких как различные виды спинок, полочек, рукавов, воротников, карманов и т. п. Важно, чтобы все эти элементы были взаимозависимыми, т. е. рукав был привязан к пройме, а воротник к горловине.

Возможно, это далеко не полный, но минимальный перечень того, что должны уметь делать современные САПР, чтобы на самом деле стать для компании полноценным инструментом ведения конкурентной борьбы.

Но как не допустить ошибок в оценке возможностей и выборе системы, от которой будет в итоге зависеть успех дорогостоящих инноваций? Ответ прост — все проверять собственными глазами и руками; не жалеть ни времени, ни сил на получение максимально полной и достоверной информации. Чем больше разных САПР вы увидите в реальном деле, тем более точен будет ваш выбор. Засеките время, за которое именно ваша модель по принесенному вами эскизу (а не демонстрационный пример, заранее заготовленный поставщиком) будет полностью построена и размножена в САПР от начала и до конца. Затем попросите внести в нее какие-либо нужные вам изменения и повторно получить готовый комплект лекал целиком. Нехитрый, но самый надежный способ уберечь свою компанию от неверного шага...

И в заключение несколько слов об обучении. Стоит относиться критически к заявлениям поставщиков, что для освоения современной САПР достаточно всего нескольких дней обучения, а для уверенной работы — только одной недели. Есть ли вообще смысл инвестировать в современные технологии, ожидая от них заметной рентабельности, чтобы наспех обученные специалисты затем теряли месяцы на «набивание рук», тормозя при этом производственный процесс? Не лучше ли сразу по окончании полноценного обучения начать работать в полную силу? Правда, программы с ограниченным набором возможностей, не имеющие, в частности, ни интеллектуальных основ и методик конструирования, ни полностью автоматического размножения, ни механизма взаимосвязи между деталями, едва ли могут быть отнесены к числу современных САПР. Зато для их освоения на самом деле нет никакой необходимости «так тщательно во все вникать — и пары дней вполне достаточно, чтобы обучить кого угодно» пользоваться простейшими командами. В конце концов, ну не неделю же учатся пользоваться мясорубкой. Однако в борьбе с конкурентами в современных условиях подобные программы окажутся полезными не более упомянутой гордости домохозяйки, но обойдутся компании существенно дороже.

Авторы с удовольствием ответят на любые вопросы во время очередной Федеральной ярмарки 13-16 февраля в павильоне № 69 на ВВЦ, на стенде 54С компании CADRUS, а также по телефонам и электронной почте. На базе учебного центра регулярно проходят бесплатные демонстрационные семинары для конструкторов и руководителей. Вы можете записаться на очередной семинар в удобное время или получить от компании бесплатный демонстрационный диск САПР по почте.