Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Время важнее денег

Качественное управление цепочками поставок является одной из важнейших бизнес-компетенций в индустрии моды. Компании заняты непрерывным поиском новых возможностей по всему миру, подтверждением чему стал значительный рост популярности сорсинга (размещения) заказов за границей как основного способа снижения затрат.

Однако, зарубежный сорсинг – отнюдь не панацея, особенно если необходимо пополнять запасы хорошо продающихся моделей одежды в середине сезона. Поэтому многие торговые компании вынуждены одновременно пользоваться услугами как иностранных, так и местных поставщиков одежды. Возникающие при этом трудности обусловлены разнородностью ассортимента, нестандартностью продукции, большим количеством взаимосвисимых факторов, сложностью правил принятия решений, а также несвоевременностью и разрозненностью информации из-за различных барьеров в общении.

Управление цепочкой поставок должно быть согласовано по времени с учетом динамичности колебаний спроса, наиболее характерной для собственной продукции. Для обоснованного выбора и управления взаимоотношениями с поставщиками компании, как правило, применяют один из нескольких подходов: бережливый, быстрореагирующий или интегрированный.

Бережливая система поставок

Бережливое управление поставками подразумевает устранение всех ненужных затрат, включая потерю времени, за счет составления рационального графика поставок. Согласно модели бережливого управления цепочкой поставок в легкой промышленности, ретейлерам необходимо регулярное пополнение запасов, а поставки должны соответствовать жестким требованиям по срокам доставки, комплектности и качества продукции. У отрасли незначительная рентабельность, поэтому производство, доставка и хранение малого количества товара в рамках такого подхода считается неэффективным.

Быстрореагирующая система

Данный подход основан на том, что компания может процветать даже в обстановке быстрых и непредсказуемых перемен, действуя динамично и эффективно, реагируя на постоянно меняющиеся и конкурентные условия бизнеса. Быстрореагирующая цепочка поставок наиболее востребована, когда необходимо выполнить новый заказ в минимальные сроки, чтобы максимально обслужить волатильный спрос за счет постоянного наличия ходового товара. У такой цепочки есть несколько отличительных признаков. Например, высокая чувствительность к рынку и способность оперативно реагировать на фактические изменения в спросе. При этом, компании должны располагать достаточными производственными мощностями, чтобы вовремя ответить на возможный всплеск спроса. При обмене информацией между байерами и поставщиками ключевую роль в сокращении запасов и согласованности действий играют информационные технологии. В случае совместной разработки моделей потребность в оперативном обмене информацией в рамках единой IT-системы между всеми участниками цепочки поставок особенно высока (см. врезку Совместная разработка и производство).

Совместная разработка и производство

График разработки и производства продукции обычно называют мерчандайзинг-календарем (МК). Выполнение всех этапов точно в срок имеет критическое значение для своевременного выпуска ассортимента на рынок, то есть его появления в магазинах в назначенный день. Планированием ключевых дат сезона обычно занимается директор по закупкам или менеджер по мерчандайзингу. Все сроки сообщаются командам закупок и мерчандайзерам, чтобы они могли планировать время посещений поставщиков и проведение собраний с ними и с представителями других отделов компании. Как правило, этот график составляют в обратном хронологическом порядке, начиная от даты выпуска ассортимента и рассчитывая крайние сроки, необходимые для своевременного выполнения всех этапов, поскольку любые задержки могут стать причиной снижения прибыли компании. Для эффективного управления ходом производства байер должен разработать МК для каждой модели ассортимента. МК включает крайние сроки выполнения таких работ, как тестирование качества ткани на этапах представления образцов и массового производства, утверждение цвета материала, фурнитуры и отделки, а также примерка изделия. Байеру следует стремиться к утверждению каждого из этих элементов до назначенной даты, чтобы иметь запас времени на возможную отбраковку и повторное представление тканей, отделки или образцов для примерки. Обычно с первого раза большинство моделей не проходит утверждение, так как закупщик часто меняет их пропорции или дизайн, а отдел контроля качества — крой.

Байер также должен хорошо разбираться в стандартах качества своих поставщиков, чтобы точно знать, сколько времени может занять внесение необходимых изменений, а также правильно рассчитать сроки с учетом возможного отказа от некоторых образцов и их пересдачи. Однако предусмотреть все моменты непросто, так как в большинстве своем изделия, представленные в ассортименте, — это новые или обновленные модели, которые отличаются по материалу, цвету или деталям отделки от тех, которые уже проходили процесс производства.

Контроль МК является одной из основных обязанностей байера. В ведении большинства закупщиков находится более сотни моделей одежды в рамках одного ассортимента, включая продукцию для двух и более сезонов одновременно. Важно вести отчетность, поскольку в таком ответственном деле нельзя полагаться исключительно на свою память. Обо всех ключевых сроках утверждения каждого изделия необходимо уведомлять производителей. Поставщики должны быть четко информированы обо всех датах сдачи (образцов ткани, отделки или готовых изделий для их утверждения). Байерам необходимо жестко контролировать ход производства, постоянно связываясь с изготовителями, поскольку последние в отсутствие регулярной обратной связи склонны отставать от графика. Байеру следует еженедельно встречаться с мерчандайзером, работающим над аналогичным товарным ассортиментом, для обмена информацией о ходе выполнения МК.

МК в разрезе текущих задач

МК в разрезе ассортиментных коллекций

Для контроля над ходом совместной разработки и производства давно существуют специализированные IT-системы, позволяющие вести и обновлять МК по мере реализации задач в режиме «он-лайн», не прибегая к личным встречам. В случае возникновения проблем с определенными моделями или поставщиками, менеджер по закупкам имеет у себя под рукой всю необходимую информацию о ходе совместной работы над ассортиментом и достоверные сведения о причинах задержек и сбоев.

Подробнее об этом читайте на сайте www.fastreact.ru

Если принципы бережливой системы поставок более востребованы в условиях стабильного спроса, то принципы быстрореагирующей - скорее актуальны для неустойчивых рынков с короткими жизненными циклами товара и большим разнообразием ассортимента.

Интегрированная система

Компании часто соединяют бережливый и быстрореагирующий методы управления цепочкой поставок, чтобы получить возможность оперативно реагировать на меняющиеся потребности и обеспечивать своевременное пополнение запасов при контролируемых издержках. Интеграция приведенных подходов способствует оптимизации затрат на уровне поставщиков и, одновременно, высокому качеству обслуживания конечного потребителя в условиях нестабильного спроса. При этом, на практике принцип интеграции тяготеет в большей степени к быстрореагирующей, а не к бережливой системе поставок. Для компаний индустрии моды время сегодня важнее денег.